
- ₽ Цены на билеты От 400 ₽
История постановок знаменитого балета полна неожиданных перипетий. «Лебединое озеро» прочно занимает позицию главного и священного русского балета. Без него невозможно представить репертуара российского театра.
«Лебединое озеро» впервые было представлено публике в Москве.
Мировая премьера состоялась в 1877 году. Мы не наем, как выглядело самое первое «Лебединое озеро» чеха Вацлава Резингера. Сменивший его на посту главного балетмейстера Большого театра Йозеф Хансен тут же сделал свою версию «Лебединого озера». Спектакль оказался долгожителем: он продержался на сцене десять лет, выдержав 60 представлений.
Но к подлинной жизни «Лебединое озеро», как часто случается в театре пробудила безвременный уход Чайковского. В память о композиторе его первый балет было решено поставить в Санкт-Петербурге с участием лучших сил русского балета. Хореографами спектакля стали Мариус Петипа и Лев Иванов. Дирижировал Риккардо Дриго, главную партию исполняла итальянская звезда Пьерина Леньяни.
Именно Иванов и Петипа увидели в «Лебедином озере» нечто большее, чем казенную сказку, которыми был наводнен репертуар Императорских театров. Несмотря на вечное противостояние с публикой и прессой, это были мастера, поднявшие профессиональный уровень хореографии и поставившие свое искусство с веком наравне. Их «Лебединое озеро», которое появилось в середине 1890-х было создано классическими средствами, но созвучно главным темам модернизма – теме подлинности и мнимости, темной стороны прекрасного, преодоления искушений и верности мечте.
После Иванова и Петипа, не избежавших своей доли замечаний, как от почитателей Чайковского, так и от блюстителей балетных канонов, инициатива более глубокого прочтения «Лебединого озера» перешла к москвичам. Правда, принес ее в Большой театр петербуржец – ученик Петипа Александр Горский. В Москву, назначение в которую тогда обычно рассматривали как провинциальную ссылку, он сбежал сам, чтобы подальше от учителя получить право на эксперимент. Как раз благодаря четвертьвековой деятельности Горского Большой театр вернул себе самостоятельное художественное лицо. В то время, когда русский балет массово устремился под знамена Дягилева в Париж и Лондон, Горский проводил в Москве невероятные эксперименты, сближавшие его поиски с деятельностью молодого и энергичного Художественного театра. В самом начале своего пути, в 1901 году, хореограф воспроизвел в Большом театре спектакль Иванова и Петипа, который сохранялся в репертуаре 18 лети был показан 116 раз. Однако поворотным в судьбе «Лебединого озера» было решение Горского привлечь к сотрудничеству в качестве режиссера спектакля Владимира Немировича-Данченко, который помог ему превратить балет в хореодраму. Эта версия выдержала всего пять представлений, но, обогнав время, положила начало новому направления в балете, которое восторжествовало в середине ХХ века.
А. Горский, отказавшись от наиболее радикальных приемов, создал новую редакцию спектакля, долго и успешно жившую в Большом театре.
Акт первый
Картина 1-я
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Их развлекает шут. Начинаются танцы.
Оставшись один, Зигфрид грустит и мечтает. Но вот появляются друзья принца и приглашают его поохотиться на лебедей.
Картина 2-я
Ночь на берегу озера. По водной глади плывут лебеди. Это девушки, превращенные колдовством злого Ротбарта в белых птиц. Лишь по ночам возвращает он лебедям человеческий облик
Появляется Зигфрид. Внезапно взгляд его привлекает лебедь с короной на голове. Затаив дыхание, Зигфрид следит за тем, как царственная птица превращается в красивую девушку. Это Одетта – королева лебедей. Зигфрид очарован ее красотой. Одетта рассказывает принцу о тяготеющем над ними заклятием: только глубокая и преданная любовь может принести девушкам избавление от злых чар волшебника Ротбарта.
На берегу колдовского озера Зигфрид клянется Одетте в любви и верности.
Акт второй
Картина 3-я
Бал в замке Владетельной принцессы. Здесь, на балу Зигфрид должен выбрать себе невесту, но его сердце принадлежит только Одетте.
Внезапно появляется переодетый в костюм рыцаря Ротбарт, с ним его дочь Одиллия, поражающая принца сходством с Одеттой. Принимая Одиллию за Одетту, Зигфрид готов назвать ее своей невестой.
Ротбарт требует, чтобы Зигфрид поклялся в верности Одиллии. Принц не задумываясь приносит клятву. Появляется видение Одетты. Только теперь Зигфрид понимает, что был обманут Ротбартом.
Картина 4-я
Ночь. На берегу озера – печально поникшие девушки-лебеди. Они знают о невольном предательстве принца.
Обезумевший от горя Зигфрид умоляет Одетту простить его, уверяет ее в силе и неизменности своего чувства.
Зигфрид вступает в единоборство с волшебником. Он борется за свою любовь, за счастье. И побеждает. Злые чары развеяны, чародей более не властен творить зло.
Восходящее солнце озаряет Зигфрида и спасенную им Одетту.
Поделитесь новостью с друзьями!